Факультативный
курс:
«Теоретические
основы символически- языковой
коммуникативно-ассоциативной
имитации мышления»
Новосибирский исследовательский Центр
«ЕСТЕСТВОИНФОРМАТИКА» читает факультативный курс «Теоретические основы символически-языковой коммуникативно-ассоциативной
имитации мышления» в ВУЗах регионов России на кафедрах роботизации,
информационные технологии, автоматизированные системы и информатика.
Лекции
читаются студентам старших курсов, аспирантам, преподавателям и специалистам по
роботизации, желающих получить знания о символическом мышлении, адаптивном
поведении, структуре и функционировании символически-мыслящих роботов.
Полный
объем курса составляет 77 часов. Смотрите программу в приложении.
Командировочные расходы и лекции оплачивает заказчик лекций.
С
содержанием образовательной программы можно познакомиться на web-сайте:
http://bryndin.narod.ru
Лекции
и литературу можно заказать по электронной почте:
E-mail:
bryndin@ngs.ru, bryndin@narod.ru
П Р О Г Р А М М А
факультативного курса:
«Теоретические основы
символически-языковой
коммуникативно-ассоциативной имитации мышления»
Социальное обоснование программы.
Программа направлена на подготовку профессиональных специалистов в области имитации символически-языкового мышления на базе современных электронных технологий.
Знания о природе и процессах символически-языкового мышления человека и о языковом феномене позволяют выявить возможности и пределы имитации мышления и приступить к реализации символически-мыслящих роботов.
Курс дает полную систему фундаментальных знаний о языковом феномене, о природе и процессах символически-языкового мышления, об имитации символически-языкового мышления, о структуре и функционировании символически-мыслящих роботов.
Цели программы
Предлагаемая программа имеет профессиональную, просветительскую и государственную цели.
Профессиональная цель состоит, во-первых, в подготовке специалистов по символически-языковому мышлению и его имитации через кафедры повышения квалификации высших образовательных учреждений, во-вторых, в развитии знаний научной общественностью.
Просветительская цель предусматривает, во-первых, чтение лекций в высших образовательных учреждениях, во-вторых, распространение книг «Природа информационной деятельности», «Имитация информационной деятельности»,«Символически-мыслящие роботы», «Квантодетерминированная информационная технология» среди специалистов.
Государственная цель предусматривает проектирование и создание интеллектуального робота-лектора с символически-языковым мышлением для обучения студентов различным дисциплинам на естественном языке в режиме диалога.
Содержание и объем курса: - 77 часов
I. ЯЗЫКОВОЙ ФЕНОМЕН……………………………………..10 час.
1.1. Первая сигнальная память
1.2. Формирование первого
сигнального
ситуативного окружения
1.2.1. Дискретное отражение непрерывного окружения
1.3. Языковая память. Языки и знаковые системы
1.4. Природа языкового общения
1.4.1.
Возникновение, формирование и развитие речевого языкового процесса
1.4.2.
Языковая экстериоризация
1.4.3.
Языковая интериоризация
1.4.4.
Слуховые составляющие речевых языковых элементов
1.4.5.
Смысловая устойчивость речевого языкового общения
1.5. Языковое мышление и
смысловое ситуативное окружение
II. ЯЗЫКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ……………10 час.
2.1 Формирование предметных областей знаний
2.2. Реализация информационных потребностей
2.2.1.
Типизация процедур реализации информационных потребностей
2.2.2.
Правила составления типовых процедур реализации
2.2.3.
Системы смысловой ориентации конкретизации
языковыми значениями схем реализаций информационных
потребностей
2.3. Информационная культура
2.4. Языковое
общение
2.5. Распространение знаний
2.6. Информационная индустрия
2.7. Информационная эволюция общества
III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ИМИТАЦИИ СИМВОЛИЧЕСКИ-ЯЗЫКОВОГО МЫШЛЕНИЯ…2 час.
IV. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМИТАЦИИ
СИМВОЛИЧЕСКИ-ЯЗЫКОВОГО МЫШЛЕНИЯ ……….10 час.
4.1. Символически-языковая коммуникативная логика
4.1.1. Сущностноориентированный словарь
4.1.2. Признаки и грамматические вид
4.1.3. Информационное семейство
4.1.4. Информационное сообщество
4.1.5. Сеть коммуникативных словосочетаний
4.1.6. Коммуникация словосочетаний в
предложения
4.1.7. Коммуникация предложений в суждения
4.2. Равносильность знаний
V. РОБОТЫ С СИМВОЛИЧЕСКИ-ЯЗЫКОВОЙ ИМИТАЦИЕЙ
МЫШЛЕНИЯ……………………………………………………19 час.
5.1 Функциональная структура робота
с символически-языковой имитацией мышления
5.1.1. Нейросетевые модели
ассоциативного процессора и памяти
5.1.2. Структура взаимодействия
символически-мыслящего
робота с внешней средой
5.1.3. Функциональные аспекты
символически-мыслящего робота
5.1.4. Модель внешней среды и поведения робота
5.2. Имитационные возможности робота
5.3. Символически-языковое речевое и письменное
общение человека с роботом
5.3.1. Функциональный естественный язык
5.4. База знаний
5.4.1. Предметные области знаний
5.5. База умений
5.5.1. Морфологический, синтаксический
и семантический
анализ, слияние и расщепление элементов знаний
5.5.2. Процедуры морфологического анализа, слияния
и расщепления
5.5.3. Процедуры синтаксического анализа, слияния и
расщепления
5.5.4. Процедуры семантического анализа, слияния и
расщепления
5.6. Система языкового
общения
5.7. Система реализации
информационной потребности
5.7.1. Конкретизация
синтаксических структур семантическими значениями
5.7.2. Сеть поэлементной
реализации информационной потребности
VI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ
С ДЕТЕРМИНИРОВАННО-СВЯЗАННЫМИ МОДУЛЯМИ…10 час.
6.1 Канонические алгоритмы
6.2 Канонические программы
6.3 Структура программ с детерминированно-связанными
модулями
6.4.Операторные схемы для построения программ
с детерминированно-связанными модулями
6.4.1.
Преобразование операторных схем по алгоритмическому базису
6.4.2.
Синтез линейно-перекрестных операторных схем из нелинейных
6.4.3 Метод преобразования
операторной схемы в схему
без
подсхем с возвратами и без гамакообразных подсхем
6.4.4.
Расщепление линейно-перекрестных операторных схем в линейнообразных
6.4.5. Разрешимость проблемы
построения программ
с детерминированно-связанными
модулями
VII ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
С НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАБОТКОЙ ПРОГРАММ
НА ВИРТУАЛЬНОЙ ПАМЯТИ………………………………10 час.
7.1
Непрерывные вычислительные процессы
7.2
Поток значений общих данных
7.3.
ЭВМ с непрервыными вычислительными процессами
7.4 Виртуальная память
XIII ДИСТАНЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОБОТА
С ЧЕЛОВЕКОМ И СУПЕР-ЭВМ ЧЕРЕЗ СПУТНИКОВЫЙ
ИНТЕРНЕТ …………………………………………………….9 час.