РОЛЬ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Е.Г.Брындин

Общественное движение «НРАВСТВЕННАЯ  РОССИЯ», Новосибирск

E-mail: bryndin@ngs.ru

 

          Основным ресурсом устойчивого развития общества является совершенный человек. Образование ориентировано на совершенствование граждан. Оно есть наиболее ориентирующий процесс развития человека в обществе.

          Образование должно формировать духовное зрение человека и направлять его на духовно-праведный и разумно-истинный выбор. Оно должно давать профессиональные знания, знания об основах формирования социальной реальности культурного профессионального здорового общества, гармоничной целостности и о гармоничном образе жизни человека, о гармонизации жизнедеятельности общества, о социально-экономических условиях развития и восхождения граждан в обществе [1,2,3]. Развитие гармоничной жизнедеятельности человека и гражданского общества есть его устойчивое развитие.

          Гуманитарное образование на первом этапе становления и самореализации гармоничного гражданского общества должно давать знания, которые ориентируют его на достижение духовного благоустройства, на достижение духовного благополучия семьи, на праведную жизнь с любовью к людям, на следование духовным и материальным истинам, на использование ресурсов на истинные потребности, на гармоничное устройство общества.

          Формирование духовного  зрения с рождения (способности души ориентировать сознание на Высшие Знания) ориентирует человека на духовно-праведный разумно-истинный выбор. Духовно-праведный разумно-истинный выбор делает человека гармонично целостным и выводят на гармоничный образ жизни. Через гармоничный образ жизни человек попадает в актуальную для него социальную реальность, в которой он  осуществляет самореализацию.

          Гармоничный образ жизни выведет граждан на совершенные отношения, сформирует культуру общения на этическом лексиконе и приведет каждого к предначертанной самореализации. Востребованные умения гармонизации жизнедеятельности включают каждого в устойчивое развитие общества. Предначертанная самореализация и гармоничный образ жизни приведут каждого к благоустройству. Благоустройство в каждом приведет к благоустройству в семье. Благоустройство в каждой семье приведет к благоустройству в обществе. Знания о восстанавливаемости ресурса обеспечат жизнь будущим поколениям. Формирование социальной реальности культурного профессионального здорового общества уведет общество от  противостояний.

          Общество выйдет на совершенствование социально-экономической структуры общества путем нравственной профессиональной ротации, развивая и расширяя формы самореализации и отношения с коллективами и совершенствуя социально-экономические условия развития единой деятельности общества.

          Граждане через расширение форм самореализации будут доказывать совершенную деятельную способность, а через расширение взаимодействия с коллективами доказывать способность к водительству. Уровень решаемых ими задач с коллективами выведет их на соответствующий уровень водительства в процессе нравственной профессиональной ротации.

          Общество создаст социально-экономические условия для развития и восхождения граждан в обществе. Настройка общества на устойчивое развитие осуществится на основе договоров, определяющих нравственные условия исполнения. Оплата реализации договорных условий будет осуществляться по результатам труда и нравственному исполнению. К нарушителям нравственных условий будет повышенное внимание общества по их совершенствованию через гуманитарное образование, чтобы люди не отчуждались от деятельности общества.  Гуманитарное образование и совершенствование будет непрерывно ориентировать их внутренний мир на устойчивое развитие коллективной организации общества. Рождающиеся невежды через социальную форму жизнедеятельного развития и восхождения будут постоянно находится в поле внимания совершенных людей.

          .Устойчивое развитие коллективной организации общества будет постоянно осуществляться путем нравственной профессиональной ротации. В процессе расширения форм самореализации и отношений с коллективами будут выявляться истинные представители государственной власти всех уровней.

          Программа государственного и гражданского гуманитарного образования по основам формирования социальной реальности, становления и развития культурного профессионального здорового общества обеспечит устойчивость его развития.

                     

Список литературы. 

1.               Брындин Е.Г. Становление и устойчивое развитие гармоничного гражданского общества. – Новосибирск: НГУ, 1999. – 140 с.

2.                Брындин Е.Г. Настройка, стабилизация и развитие гармоничной целостности человека и общества. – Новосибирск: НГУ, 2001. – 180 с.

3.               Брындин Е.Г Гармония Природы, человека и общества. - – Новосибирск: Манускрипт, 2005. – 150 с.

4.               Брындин Е.Г. Движение гармонии от природной к социальной путем гармонизации человека и общества. Науч. Изд. Новосибирск: НГТУ, 2007. – 228 с.

 

 

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Е.Г. Брындин

Исследовательский Центр «ЕСТЕСТВОИНФОРМАТИКА», Новосибирск.

E-mail: bryndin@ngs.ru

 

                    Формирование личности начинается с воспитания. Он связан с питанием сознания ребенка благими смыслами, с формированием этической ценностной ориентации, с формированием человеческих качеств, с достижением гармоничной целостности сознания души и плоти, с приобретением способности достигать гармонии между рациональным и духовным. В процессе воспитания утверждается семейная воспитательная традиция. Супруги, прежде чем стать родителями, должны становиться воспитателями.

Процесс формирования и развития личности в современном образовательном пространстве связан с решением двух основных задач. Во-первых, обеспечить экономическую доступность человеку в образовательном пространстве. Эта задача связана с организацией  экономического цикла образовательного пространства. Во-вторых, с организацией междисциплинарного ценностно-ориентированного образования по гармонизации жизнедеятельности человека и общества.  Междисциплинарное ценностно-ориентированное образование по гармонизации жизнедеятельности человека и общества дает целостную систему знаний каждому специалисту  по здоровьесбережению и достижению гармонии между рациональным и духовным в семье, в обществе и в процессе своей профессиональной деятельности. Способность достигать гармонии между рациональным и духовным делает человека личностью. Такая способность позволяет ей осуществлять гармоничное развитие духовным умножением, когда материальное умножение во благо она делает в соответствии с духовным. Духовное умножение человек осуществляет духовным сеянием и жатвой по духовным законам.

Экономический цикл образовательного пространства является годовым циклом, который включает процессы профессиональной подготовки специалистов разного профиля, воспроизводства, переподготовки и повышения квалификации преподавателей и воспроизводства необходимых ресурсов.

          Обозначим через p – специальность, где p = 1…n,

Ch p,i  – i-ый человек с p специальностью, где i= 1…m(p,T), где

m(p,T)  количество человек с p специальностью в T году,

S p,j  - j-ый преподаватель по p специальности, где j= 1…S p,T,  где

S p,T - необходимое количество преподавателей по p специальности в T году,

tp - период подготовки человека по p специальности,

rp,i - ресурс для подготовки i-ого человека по p специальности,

rp,j - ресурс для подготовки j-ого преподавателя по p специальности,

m p  - количество человек с p специальностью, восполняемых за год одним педагогом.

 

                    По каждой специальности определяют m(p,T) и вычисляют количество необходимых преподавателей S p,T в T году по p специальности, где

 

S p,T = m(p,T)  : m p .

 

Экономический годовой цикл профессиональной подготовки специалистов разного профиля, воспроизводства, переподготовки и повышения квалификации преподавателей и воспроизводства необходимых ресурсов следующий:

         

S(T) = ( S p,T - S p,T-1 )

 

 + rp,i  + rp,j

 

Если S(T) £ 0, то подготовки новых преподавателей и восполнения ресурсов rp,j по p специальности не требуется.

Экономический годовой цикл образовательного пространства, в соответствии со статьей 43 конституции Российской Федерации о бесплатном образовании, должен поддерживаться годовыми федеральными, региональными и местными бюджетами через экономическую систему устойчивого жизнеобеспечения [1]. Основной социальной нормой экономической системы устойчивого жизнеобеспечения является норма здорового человека. Экономическая система устойчивого жизнеобеспечения реализуется на основе бюджетных, инвестиционных, хозрасчетных и самофинансируемых экономических циклов, соразмерных, сопряженных и согласованных по времени и территориально, по отраслям, по природным и человеческим ресурсам, спросу и предложению, по качеству и количеству, по затратам и прибыли, по заработной плате и цене, по обеспечению достатка каждого человека и семьи.

Каждый специалист может получать знания, которые дают ему возможность быть здоровым в семье, в обществе и в процессе своей профессиональной деятельности, через систему междисциплинарного ценностно-ориентированного образования гармонизации жизнедеятельности человека и общества [2]. Здоровьесбережение осуществляется ежедневной настройкой жизненных систем на здоровое состояние, здоровым образом жизни, проявлением гармоничной природоспособности. Здоровый человек – это человек с уравновешенной психикой и здоровой плотью. Уравновешенную психику формирует духовно-разумное сознание. Духовно-разумное сознание формирует духовная культура. Здоровую плоть формирует физическая культура. Человек с духовно-разумным сознанием и духовно-разумными действиями, с уравновешенной психикой и здоровой плотью находится в гармонии с Природой и обществом, семьей и трудовым коллективом.

Гармоничные бесконфликтные отношения человека зависят от соразмерности, сопряженности и согласованности его взаимодействий с другими людьми и с Природой, от способности сохранять гармоничную ориентацию. Человек с гармоничной ориентацией достигает гармонии души сознания и плоти, здорового физического и устойчивого психического состояния путем гармоничной детерминации на основе духовной и физической культуры гуманными праведными разумными мыслями, чувствами, желаниями, выборами, отношениями, соразмерными сопряженными согласованными действиями в обеспечении своего достатка, формировании духовного внутреннего мира и достижении профессионализма в культурной профессиональной физически и психически здоровой социальной реальности.

Система междисциплинарного ценностно-ориентированного образования гармонизации жизнедеятельности человека и общества дает знания, которые формируют ценностную ориентацию на достижение духовного благоустройства семьи, на гармоничную детерминацию каждого человека, на праведную жизнь с любовью к людям, следование духовным и материальным истинам, использование ресурсов на истинные потребности, ориентировать власть и гражданское общество на формирование условий становления культурного профессионального здорового общества.

Человечество может развиваться только на пути гармонизации жизнедеятельности человека и общества. Развитие диалога Востока и Запада должно осуществляться на основе общих ценностей по гармонизации жизнедеятельности человека и общества.

Ценности общества являются одним из важнейших источников формирования ценностной ориентации человека, Система ценностной ориентации личности формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества. Суть ценностей общества состоит в их значимости, как всеобщей нормы, придающей смысл социальной реальности. Значимость ценностей заключается в согласовании действительности с должным и утверждении в социальной реальности, что является ценным. Ценности являются творящими объективными принципами социальной реальности, побудительной силой в обществе. Они  становятся объективными благодаря тому, что они всеобщие.

                    Социализация личности осуществляется формированием ценностной ориентации. Общество предъявляет систему ценностей, а личность формирует индивидуальный эквивалент. Ценностная ориентация включает индивидуальный эквивалент в механизм деятельности и поведения личности. Включение ценностей общества личностью в ее деятельность носит социально обусловленный характер.

Личностные ценности – проявляются через иерархическую систему мотиваций и потребностей субъекта и мировоззренческие структуры сознания, как ориентация активности человека. Личностные ценности являются смыслами жизни, которые субъект осознал, принял и следует им. Принятие и осознание личностью смыслов ценностей является необходимым условием образования личностных ценностей. Смысл ценности становится убеждением ценностной системы личности. Осознанные и принятые ценности становятся готовыми к реализации путем их использования в социальной деятельности. Структурный, многоуровневый и многомерный характер системы ценностной ориентации личности определяет возможность реализации целого ряда разноплановых функций.

Система ценностной ориентации является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами общества. Система ценностной ориентации становится основным каналом усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Потребности удовлетворяются лишь теми способами, которые совместимы с системой ценностей личности.

Регулятивная функция ценностной ориентации личности охватывает все уровни побудительной активности гармоничной сущности человека. Такие ценности, как справедливость, добро, любовь, духовная свобода, предначертанная  самореализация, гармония, определяют активную направленность личности. Система ценностей гармоничного человека становится связанной с развитием и восхождением человека в обществе. Воплощение ценностей осуществляется через ценностную детерминацию, ориентацию, регулирование, контроль и оценку на их основе. Этапы воплощения системы ценностей соответствуют общей периодизации индивидуального развития. Движение в сторону предначертанной самореализации осуществляется в согласии с предрасположением человека в процессе поиска им своего места в обществе. Профессиональная деятельность становится зависимой от ценностной ориентации, так как ценности указывают направление деятельности, придавая духовный смысл профессиональным действиям.

Гармоничная жизнедеятельность человека  ориентируется, воплощается и осуществляется на основе смыслов гармоничных духовно-разумных ценностей, то есть гармоничных духовно-разумных смыслов. Гармоничные культурно-рациональные ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности в формировании совершенной жизнедеятельности.

          Ориентация, воплощение и осуществление гармоничной жизнедеятельности на основе гармоничных духовно-разумных ценностей человека и гармоничных культурно-рациональных ценностей общества определяют аксиологический принцип гармонизации жизнедеятельности. Аксиологический принцип гармонизации жизнедеятельности делает объектом ее интереса общество и человека.

Человечество будет способно формировать гармоничную культурно-рациональную социальную реальность, если каждый человек проявит равное в разнообразии между всеми – духовную свободу, предначертанную самореализацию и гармонию. В мире духовной свободы утверждается долг общего воплощения гармоничных культурно-рациональных ценностей. Духовная свобода является предпосылкой ценностно-ориентированного поведения. Наличие гармоничных культурно-рациональных ценностей является основанием и условием проявления духовной свободы и предначертанной самореализации и гармонии. Каждый человеческий поступок имеет духовное основание, определяющий духовный уровень и опыт человека. Человек накоплением опыта духовной свободы становится духовным существом и достигает предначертанной самореализации.

Человечество формирует коммуникативную гармоничную культурно-рациональную практику духовных существ на основе предначертанных самореализаций. Императивная значимость коммуникаций имеет волевой характер. На основе воли каждого достигается согласие как акт воли коллективного гармоничного культурно-рационального выбора, разделенного всеми участниками коммуникативной практики. В результате коллективного выбора не происходит поглощения индивидуальных предначертанных самореализаций. Гармоничные культурно-рациональные намерения реализуются волей и предначертанной деятельностью. Гармоничная культурно-рациональная деятельность формирует реальную, необходимую, всеобщую, развитую, ответственную, исполнительную социальную реальность гармоничной жизнедеятельности с безопасной, справедливой, духовной свободой и предначертанной самореализацией человеческого индивидуального бытия. Свободная предначертанная деятельность определяет истинно человеческое общежитие. Она связывает все духовно-разумные существа в гармоничное культурно-рациональное целое.

Познавать и проявлять равное в многообразии между всеми человеку помогают гармоничные культурно-рациональные ценности. Гармоничные культурно-рациональные ценности являются смысловой основой для гармоничной детерминации духовного человека в условиях согласованной коллективно-индивидуальной коммуникативной практики. Рационализм и культура взаимосвязаны. Культура имеет рациональные общественные цели, например, такие как бесконфликтные отношения, управление гармоничной жизнедеятельностью распределением ресурсов, правовая гарантия на труд и справедливое обеспечение здоровой нормой жизни каждого человека либо по труду, либо как не трудоспособному, для гармонизации отношений. Рационализм имеет культурные общественные цели, например, такие как создание нравственных условий самореализации, общественная безопасность, нейтрализация рационального аморального разложения. Культурные и духовные ценности направляют человека на сохранение целостности Мироздания. Идеалы рациональности становятся в культуре сознательным императивом деятельности, согласованной с окружающей средой.  Формируется ориентация человека в мире как свободного и ответственного субъекта, контролирующего свои позиции по отношению к объемлющему его миру. Появляется ответственность в обращении с рациональным знанием, начинают работать идеалы рациональности. Гармоничное культурно-рациональное отношение человека к миру возможностями его действия и его идеальными культурно-рациональными установками не нарушает реального мира и вводит его в Гармонию Вселенной.

Познавая и проявляя равное (духовную свободу, предначертанную самореализацию и гармонию) в многообразии между всеми на основе гармоничных культурно-рациональных ценностей, человечество пойдет по пути гармонизации жизнедеятельности и совершенствования ее гармоничной формы. Тенденции социального свободного развития таковы, что гармоничную общественную форму, которую мы считаем совершенной, непременно воплотится, она будет неизбежным результатом аксиологической законосообразности исторического процесса.

Достижению этого результата способствует ценностно-ориентированная междисциплинарная программа государственного и гражданского образования по основам становления и устойчивого развития гармоничного человека и гармоничного гражданского общества и по природе гармоничной жизнедеятельности [3], а также ценностно-ориентированная программа по социальной философии и культурологии «Становление культурного профессионального здорового общества» [4].

Междисциплинарная программа государственного и гражданского образования «Основы становления и устойчивого развития гармоничного  гражданского общества и Природа гармоничной жизнедеятельности» включает взаимосвязанную систему междисциплинарных (социально-философских, социально-экономических, социально-правовых, культурологических, валеологических знаний по гармонизации жизнедеятельности во всем объеме общественного и частного быта и об устойчивом развитии общества.

 

Литерaтура.

1.                              Е.Г. Брындин.  Настройка стабилизация и развитие гармоничной целостности человека и общества. - Новосибирск: НГУ,  2001.- 180 с.

2.                              Е.Г. Брындин. Междисциплинарное ценностно-ориентированное образование по гармонизации жизнедеятельности человека и общества. //Материалы межд. научно-практической конф. «Образовательная и молодежная политика в России: проблемы и перспективы»// - Новосибирск, 2006 – с. 146-149.

3.                              Брындин Е.Г. Междисциплинарная программа образования основам становления и устойчивого развития гармоничного гражданского общества и природе гармоничной жизнедеятельности. // Материалы межд. научно-практической конф «21 век – век глобальной трансформации Русской культуры и цивилизации»//. Новосибирск, 2003. – с. 469 – 474.

4.                              Брындин Е.Г. Факультативный курс лекций по социальной философии и культурологии: “Становление культурного профессионального здорового общества как фактор гармонизации гражданского общества” // Материалы межд. научно-практической конф. «Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России» // Новосибирск, 2004 – с. 595 – 597.

5. Е.Г. Брындин. Духовная эволюция. Науч. Изд. Новосибирск-Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – 234 с.

6. Брындин Е.Г Гармония Природы, человека и общества. – Новосибирск: Манускрипт, 2005. – 150 с.

7. Брындин Е.Г. Движение гармонии от природной к социальной путем гармонизации человека и общества. Науч. Изд. Новосибирск: НГТУ, 2007. – 228 с.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz